Мой стиль жизни - строительство
Ректор Московского государственного строительного университета Валерий ТЕЛИЧЕНКО о традициях, университетском образовании и дефиците специалистов-строителей
Московский государственный строительный университет - ведущий строительный вуз страны, известный своей фундаментальной научной школой, богатой историей и славными традициями. На уровне общего спада в высшем российском образовании МГСУ продолжает выпускать специалистов высокого класса, неизменно востребованных не только в строительстве, но и других отраслях народного хозяйства.
О принципах построения образовательной системы МГСУ мы побеседовали с ректором университета
Валерием Теличенко
- академиком РААСН, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, президентом Ассоциации высших строительных учебных заведений.
- Как сохраняются традиции в МИСИ-МГСУ сегодня?
- Любой вуз характеризуется атмосферой, в которой люди работают и учатся. Создается она благодаря традициям и взаимопониманию между студентами, педагогами, работниками многочисленных институтских структур.
Я считаю, что в основу всех традиций МГСУ лег теплый душевный климат. Поэтому, когда я шел в качестве кандидата на выборы ректора МГСУ, взял девиз: идти вперед, сохраняя традиции.
- МГСУ, как любому развивающемуся организму, необходимы не только добрые пожелания, но и конкретная материальная помощь.
- Что касается эмоциональной составляющей ответа. В университете проходят факультетские, институтские, общевузовские вечера встреч выпускников. Их атмосфера сплачивает. В 2006 году мы праздновали пятилетие вуза в Большом кремлевском дворце, который вмещает 6000 человек.
Мест для всех желающих не нашлось. И многие выпускники даже обиделись на нас, что им не досталось билетов.
Теперь о финансовой поддержке вуза со стороны выпускников, добившихся серьезного карьерного роста, значительных успехов в науке, в производстве, в общественной или даже артистической жизни. А это, поверьте мне, ощущается. При университете создан Попечительский совет, председателем которого является наш выпускник, заместитель мэра Москвы Юрий Росляк. В общевузовский совет входят 50 человек. В основном это руководители крупных организаций, имеющие серьезный материальный и административный ресурс. В университете работает фонд поддержки строительного образования, в который поступают солидные взносы. С его помощью мы решаем множество задач. В частности, связанных с проведением юбилеев, встреч, массовых студенческих мероприятий.
Не тайна, что наши именитые выпускники помогают нам лоббировать решение наиболее сложных вопросов, касающихся развития университета, материальных, иных проблем.
Мы уважаем своих выпускников – любим их и гордимся ими.
- Наверняка пять лет назад, в год 85-летия университета, строились планы по его развитию. Что из задуманного удалось реализовать и что еще ждет воплощения? Каким станет для вуза год его 90-летия?
- За эти годы мы сделали огромный шаг вперед - вошли в число национальных исследовательских университетов страны. Вузов подобного статуса в России всего 29, из которых лишь несколько отраслевых. Получили серьезный грант, который помог нам модернизировать материально-техническую базу университета - на выделенные деньги мы приобрели большое количество уникального научного оборудования.
- Какие еще преференции получил вуз в статусе научно-исследовательского института?
- Прежде всего, мы получили большие возможности для самореализации.
- Университет в своей первооснове - научно-образовательный комплекс?
- Базовая концепция любого университета как образовательная, так и научно-исследовательская. Однако развитие вуза начнется только в том случае, если прирастет его интеллектуальный потенциал. Это - первооснова. А если научное направление работы в высшем учебном заведении из года в год угасает, то через несколько лет оно превращается в безнадежного аутсайдера.
- Какое количество студентов МГСУ задействовано сегодня в научной работе? Разрешено ли им работать на уникальном оборудовании, или оно предназначено только для «высоких» исследований?
- Полный комплект самого современного оборудования имеют научные лаборатории кафедр физики, химии, строительных материалов. Естественно, что массово работать на нем студенты не могут, поскольку оно задействовано в серьезных научных исследованиях. Поэтому мы приобретаем так называемое учебное оборудование столь высокого класса, что на нем даже трудятся аспиранты.
А вообще основная задача национальных университетов - развитие исследовательской базы, возвращение в Россию научных традиций, во многом утраченных за последние полтора десятилетия. Что же касается близкой нам с вами строительной отрасли, то существовавшая в прежние годы мощная строительная наука понесла большие потери. Для того чтобы обеспечить ей прежний авторитет, необходимо базировать науку на современных технологиях включая материаловедение, информатизацию, энергосбережение, охрану окружающей среды.
- А как быть с нежеланием строителей использовать отечественные разработки, стройматериалы?
- К сожалению, многие из нас не могут похвастаться желанием покупать отечественные строительные материалы. Когда вы идете в магазин типа «Все для дома», наверняка приобретаете продукцию фирмы «Кнауф», импортную плитку, зарубежный клей или краску. А отечественным товарам, которые, может быть, и не хуже импортных, но гораздо менее раскрученные, относитесь предвзято.
Для этого необходимо менять наш менталитет - усиленно рекламировать, продвигать отечественную продукцию, показывая ее в выгодном свете.
- Что является главным принципом сегодняшнего вузовского образования - общее развитие инженера или узкая специализация?
- Университет развивает различные направления в плане подготовки специалистов, но база остается неизменной - строительство. Для того чтобы вести образовательную деятельность в нужном направлении, подготавливать грамотных инженеров, существуют стандарты, которые одинаковы для всех строительных вузов России. При этом каждое из учебных заведений в соответствии с имеющейся у него научной базой, сложившимися традициями, кадровым составом и даже условиями региона, в котором оно расположено, может развивать те или иные дополнительные направления в плане обучения конкретным специализациям.
В МГСУ это управление недвижимостью, информационные системы, безопасность, высотное строительство, стандартизация и сертификация. Не так давно на ученом совете мы приняли решение о необходимости разработки учебных дисциплин в области нанотехнологий и наноматериалов.
- Чтобы реализовать идеи, нужны, прежде всего, грамотные молодые сотрудники, а для многих научных учреждений и учебных заведений серьезной проблемой стал процесс старения кадров. Насколько актуальна эта проблема для МГСУ?
- Большинство квалифицированных специалистов университета - люди в возрасте. И с каждым годом, к сожалению, становятся все старше. Подпитка за счет молодых российской науке сегодня просто необходима.
В то время, когда я пришел работать в вуз, многие студенты стремились остаться работать на кафедрах, в научных лабораториях, мечтали поступить в аспирантуру. Однако закрепиться в вузе выпускнику было нелегко.
И вдруг надлом в развитии науки. В 1996 году желающих поступить в нашу аспирантуру было лишь 23 человека, а мест - 125.
В последние годы ситуация выправляется. Сегодня - конкурс. Университетом разработана программа финансовой поддержки аспирантов. Мы ввели целевую форму обучения. Вуз - национальный университет - имеет возможность создать за свой счет дополнительные места в аспирантуре для молодых ученых, работающих на его кафедрах. Есть еще бюджетная и коммерческая формы обучения.
- Многие вузы стимулируют приток молодых специалистов, выплачивая им надбавки.
- У нас своя программа поддержки молодых ученых и аспирантов. За защиту диссертации мы выплачиваем 50 тысяч рублей. Нам, как национальному исследовательскому университету, выделили дополнительный сверхлимитный фонд.
Мы обратились с лозунгом к выпускникам: «Кто хочет учиться в вузе дальше и желает приобрести опыт преподавательской и научной работы, могут оставаться».
- Каким образом МГСУ в условиях демографического спада привлекает абитуриентов?
- Нами разработана комплексная программа по привлечению ребят в наш вуз. В 2010-м, если судить по средним выпускным баллам единого госэкзамена, к нам поступил очень сильный контингент первокурсников. Среди технических вузов России мы оказались на третьем месте по уровню их подготовки.
Большинство из них - иногородние. Однако мы всех обеспечили общежитиями.
- Насколько востребованы выпускники МГСУ? Какие преимущества у вас перед другими строительными вузами страны?
- На региональных съездах, совещаниях, где я бываю, везде подчеркивается катастрофический дефицит специалистов-строителей.
- Куда же исчезают выпускники-строители?
- Очень много смежных отраслей, где трудятся специалисты строительных профессий. Часть наших выпускников тяготеет к офисной, интеллектуальной работе. Все меньше и меньше желающих прийти на стройку. Однако среди выпускников нашего вуза абсолютное большинство трудятся в строительной отрасли.
Если выпускник нашего вуза пришел устраиваться на работу, то качество его подготовки у работодателя практически никогда не вызывает сомнения.
- Строитель, по вашему мнению, - это профессия или стиль жизни?
- Профессия, которая со временем становится стилем. Я, например, по окончанию МИСИ, прежде чем заняться наукой, трудился мастером в Главмосстрое. Да и сегодня по большей части общаюсь с людьми, так или иначе связанными со строительством - будь то производственники или ученые. И при этом ощущаю себя с ними весьма комфортно.
Так что, хотел бы я этого или нет, мой стиль - строительство.
Беседовал Евгений Калинин